Проект «Наша новая школа» нацеливает нас на то, что выпускник должен быть готовым к самоизменению в условиях постоянного изменения окружающей действительности и быть готовым к активному преобразованию этой действительности согласно собственному и совместному замыслу.
А что мы зачастую наблюдаем в «традиционных» образовательных методиках? В основном учебный материал преподносится ученику «сверху», его содержание заранее определено. В этом смысле, процесс обучения несет в себе характер «принуждения», а потому является малоэффективным.
Однако чтобы процесс обучения действительно способствовал развитию, кроме усвоенных знаний, умений и навыков, необходимо привести в действие определенные потребности учащихся к самообразованию и обеспечить условия их становления.
Готовы ли мы позволить ученику развиваться самобытно, а не по указаниям со стороны? Готовы ли мы отказаться от стремления втиснуть ребенка в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке?
Для большей убедительности обратимся к педагогической терминологии трактуемой современными учебниками и словарями.
Воспитание-это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.
Обучение-процесс целенаправленной передачи знаний, умений, навыков.
Развитие - процесс формирования личности в результате воспитания.
Мы видим, что во всех определениях данные понятия рассматриваются как процесс внешний по отношению к психическому развитию субъекта, где сам ребенок рассматривается как объект преобразования, подчинения требованиям педагога. При таком подходе процесс саморазвития, который присущ организму и психике и педагогический процесс, направленный зачастую против саморазвития, неизбежно сталкиваются в ожесточенной борьбе и искажают становление личности.
Поэтому задача учителя – через учебное занятие выстроить процесс развития ребёнка с учётом возникновения мотивации к самоизменению. Каковы факторы (условия) становления учащегося как субъекта деятельности?
1-я необходимость – выделив проблему, создать определённую направленность, мотивировать учеников на движение вперёд.
Цель этого этапа сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Можно использовать такие приёмы как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка и др.
Безусловно, необходимо не только нацелить, но и обеспечить понимание учащимися содержания их дальнейшей деятельности, того, чего они должны достичь в результате и что от них ожидает учитель, поэтому не обойтись без сообщения необходимой информации, чтобы на ее основе можно было выполнять практические задания.
Но основой потребности в самоизменении является содержательная рефлексия.
Именно она служит источником целенаправленного самоизменения.
Если взрослый, строящий условия для развития учебной деятельности учащихся своего класса, не создаёт ситуаций «оборачивания» на самих себя - ребенок никогда не сможет встать в рефлексивную позицию человека, совершенствующего самого себя и преобразующего окружающую действительность.
Итак, направляем, оборачиваем на самих себя, при этом сохраняя мотивированную направленность. Конечно, на этом этапе произойдёт и начальное закрепление, возникнет определённая точка отсчёта.
На уроках, «запуская» рефлексивные процессы, важно создать условия для самостоятельного обнаружения учащимися содержательных разрывов, противоречий. В ходе учебной дискуссии носители и сторонники каждой точки зрения убеждаются, что имеющихся знаний и способов действия недостаточно для решения поставленной ими задачи. Определяются границы знания/ незнания, и, как следствие, возникает необходимость преодолеть собственную ограниченность и изменить сложившиеся способы действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами или не позволяют успешно разрешать новые ситуации.
Но ученики будут чувствовать себя уверенно и крепко в том случае, если мы создадим условия, в которых каждый из них будет видеть необходимость не только оборачивания на самого себя, но и взгляда на себя и на исследуемую проблему со стороны – как фактора, позволяющего понять ему, что есть «я» и как многогранен объект исследования при рассмотрении его с разных позиций.
И вот здесь необходимо помочь ребёнку в созданных условиях не растерять уверенности, почувствовать возможность через практическое освоение материала, которое целесообразно проводить в виде интерактивных упражнений, быть успешным.
Говоря метафорично, помочь расправить ребёнку крылья.
И, возможно, мы увидим в будущем не только сформировавшийся потенциал ребёнка, но и свободный полёт по индивидуальной траектории.
Интерактивный режим работы является наиболее адекватным для выращивания и проявления собственной позиции, своего отношения к индивидуально и совместно выполняемой деятельности. Ученик продолжает формироваться как субъект образования, он становится способным построить свой путь в образовании сначала совместно с другими учащимися, а затем и самостоятельно определить свою траекторию образования, индивидуальную образовательную программу.
Идеология и теоретические основания такой профессиональной деятельности в преподавании базируются на трёх столпах:
1. Выстраивание учебного материала не на сюжетной, а на понятийной основе.
2. Выстраивание технологии преподавания на основе интерактивных методов обучения, переноса общих способов действия из других предметных областей.
3. Блокирование репродуктивных действий учащихся, прежде всего на этапах целеполагания и моделирования, создание ситуаций для становления, развития и проявления учебной самостоятельности.
Если говорить о типичной структуре уроков, то она может быть следующей:
1. Мотивация. Выдвижение проблемы.
2. Объявление, представление темы и ожидание результатов.
3. Сообщение необходимой информации.
4. «Запуск» рефлексивных процессов.
5. Интерактивные упражнения - центральная часть занятия.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
7. Перспективное домашнее задание. Создание школы, способной раскрыть личностный потенциал детей.
Безусловно, в такой работе есть плюсы и минусы, основные из которых представлены ниже в таблице.
«ПЛЮСЫ» |
«МИНУСЫ» |
• активность участников; • обращение к личному опыту; • разумное сочетание теории и практики; • легкость восприятия, усвоения; • творчество участников; • возможность личностного роста; • многообразие точек зрения; • шлифовка мастерства учителя |
• низкая возможность вносить готовую структуру в опыт; • сложность изложения теории; • сложность соблюдения временных рамок; • большие энергозатраты труда учителя
|
Однако анализ динамики личностного роста учащихся класса, с которым автор статьи работал в течение 4-х лет, и фактические достижения ребят в олимпиадах и конкурсах различного уровня позволяют говорить о преимуществах выше описанного рода деятельности.
Свиридова О.Ю.