УЧИТЕЛЬСКАЯ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

К вопросу о готовности к самоизменению ученика.

 Проект «Наша новая школа» нацеливает нас на то, что выпускник должен быть готовым к самоизменению в условиях постоянного изменения окружающей действительности и быть готовым к активному преобразованию этой действительности согласно собственному и совместному замыслу. 

А что мы зачастую наблюдаем в  «традиционных» образовательных методиках? В основном учебный материал преподносится ученику «сверху», его содержание заранее определено. В этом смысле, процесс обучения несет в себе характер «принуждения», а потому является малоэффективным.

Однако чтобы процесс обучения действительно способствовал развитию, кроме усвоенных знаний, умений и навыков, необходимо привести в действие определенные потребности  учащихся к самообразованию и обеспечить условия их становления.

Готовы ли мы позволить ученику развиваться самобытно, а не по указаниям со стороны? Готовы ли мы отказаться от стремления втиснуть ребенка в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке?

Для большей убедительности обратимся к педагогической терминологии трактуемой современными учебниками и словарями.

Воспитание-это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.

Обучение-процесс целенаправленной передачи знаний, умений, навыков.

Развитие - процесс формирования личности в результате воспитания.

Мы видим, что во всех определениях данные понятия рассматриваются как процесс внешний по отношению к психическому развитию субъекта, где сам ребенок рассматривается как объект преобразования, подчинения требованиям педагога. При таком подходе процесс саморазвития, который присущ организму и психике и педагогический процесс, направленный зачастую против саморазвития, неизбежно сталкиваются в ожесточенной борьбе и искажают становление личности.

Поэтому задача  учителя – через учебное занятие выстроить процесс развития ребёнка с учётом возникновения мотивации к самоизменению. Каковы факторы (условия) становления учащегося как субъекта деятельности?

1-я необходимость – выделив проблему, создать определённую направленность, мотивировать учеников на движение вперёд.

Цель этого этапа сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Можно использовать такие приёмы как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка и др.

Безусловно,  необходимо не только нацелить,  но и обеспечить понимание учащимися содержания их дальнейшей деятельности, того, чего они должны достичь в результате и что от них ожидает учитель, поэтому не обойтись без сообщения необходимой информации, чтобы на ее основе можно было выполнять практические задания.

  Но основой потребности в самоизменении является содержательная рефлексия.

Именно она служит источником целенаправленного самоизменения.

Если взрослый, строящий условия для развития учебной деятельности учащихся своего класса, не создаёт ситуаций «оборачивания» на самих себя - ребенок никогда не сможет встать в рефлексивную позицию человека, совершенствующего самого себя и преобразующего окружающую действительность.

Итак, направляем, оборачиваем на самих себя, при этом сохраняя мотивированную направленность.  Конечно, на этом этапе произойдёт и начальное закрепление, возникнет определённая точка отсчёта.

На уроках, «запуская» рефлексивные процессы, важно создать условия для самостоятельного обнаружения учащимися содержательных разрывов, противоречий. В ходе учебной дискуссии носители и сторонники каждой точки зрения убеждаются, что имеющихся знаний и способов действия недостаточно для решения поставленной ими задачи. Определяются границы знания/ незнания, и, как следствие, возникает необходимость преодолеть собственную ограниченность и изменить сложившиеся способы действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами или не позволяют успешно разрешать новые ситуации. 

  Но ученики будут чувствовать себя уверенно и крепко в том случае, если мы создадим условия, в которых каждый из них будет видеть необходимость не только оборачивания на самого себя, но и взгляда на себя и на исследуемую проблему со стороны – как фактора, позволяющего понять ему, что есть «я» и как многогранен объект исследования при рассмотрении его с разных позиций.

И вот здесь необходимо помочь ребёнку в созданных условиях не растерять уверенности, почувствовать возможность через практическое освоение материала, которое целесообразно проводить в виде интерактивных упражнений, быть успешным.

Говоря метафорично, помочь расправить ребёнку крылья.

И, возможно, мы увидим в будущем не только сформировавшийся потенциал ребёнка, но и свободный полёт  по индивидуальной траектории.

Интерактивный режим работы является наиболее адекватным для выращивания и проявления собственной позиции, своего отношения к индивидуально и совместно выполняемой деятельности. Ученик продолжает формироваться как субъект образования, он становится способным построить свой путь в образовании сначала совместно с другими учащимися, а затем  и самостоятельно определить свою траекторию образования, индивидуальную образовательную программу.

Идеология и теоретические основания такой профессиональной деятельности  в преподавании базируются на трёх столпах:

1.    Выстраивание учебного материала не на сюжетной, а на понятийной основе.

2.    Выстраивание технологии преподавания на основе  интерактивных методов обучения, переноса общих способов действия из других предметных областей.

3.    Блокирование репродуктивных действий учащихся, прежде всего на этапах целеполагания и моделирования, создание ситуаций для становления, развития и проявления учебной самостоятельности.

 

Если говорить о типичной структуре уроков, то она может быть следующей:

1.    Мотивация. Выдвижение проблемы.      

2.    Объявление, представление темы и ожидание результатов.

3.    Сообщение необходимой информации.

4.    «Запуск» рефлексивных процессов.

5.     Интерактивные упражнения -  центральная  часть занятия.

6.    Рефлексия. Подведение итогов урока.

7.    Перспективное домашнее задание. Создание школы, способной раскрыть  личностный потенциал детей.

 

Безусловно, в такой работе есть плюсы и минусы, основные из которых представлены ниже в  таблице.

«ПЛЮСЫ»

«МИНУСЫ»

•        активность участников;

•        обращение к личному опыту;

•        разумное сочетание теории и практики;

•        легкость восприятия, усвоения;

•        творчество участников;

•        возможность личностного роста;

•        многообразие точек зрения;

•        шлифовка мастерства учителя

•        низкая возможность вносить готовую структуру в опыт;

•        сложность изложения теории;

•        сложность соблюдения временных рамок;

•        большие энергозатраты труда учителя

 

 

Однако анализ динамики личностного роста учащихся класса, с которым автор статьи  работал в течение 4-х лет,   и фактические достижения ребят  в олимпиадах и конкурсах различного уровня позволяют говорить о преимуществах выше описанного рода деятельности.

Свиридова О.Ю.